Известное британское издание Top Gear, заручившись поддержкой ста тысяч своих самых преданных читателей, подготовило рейтинг лучших автомобилей, вышедших за последние двадцать лет. Итоговой список, состоящий из 50-ти названий моделей различных производителей, будет опубликован в юбилейном номере журнала (выйдет в честь 20-летия Top Gear). Сегодня мы остановимся на десяти автомобилях, которые заняли первые десять мест.
Оказывается, выбрать лучший автомобиль так же сложно, как построить атомную электростанцию или заставить дикую кошку плясать под барабан на задних лапах. Журналистам и редакторам Top Gear грозили жестокие междоусобицы: подожженные офисные кресла, прибитые к полу тапочки и потеря лояльности со стороны главного редактора… Слава богу, этого удалось избежать благодаря отличной идеи, пришедшей на ум, как водится, самому большому начальнику. Она состояла в намерении привлечь к составлению рейтинга читателей журнала.
«Фанаты» издания не заставили себя долго ждать. За короткое время они (те, кто умеет читать и писать) заполнили необходимые бланки и отправили куда следует. Оставалось только собрать «территориальную избирательную комиссию» и подсчитать голоса.
Итак, замкнул «десятку» лучших автомобилей последних 20 лет Lexus LFA. До того как предложить общественности этот двухместный спорткар, компания заручилась поддержкой населения, предварительно выпустив несколько прототипов. Серийная модель была впервые продемонстрирована осенью 2009 года на автосалоне в Токио, а в конце 2010 года поступила в продажу в… США по цене $375 тыс. Чуть позже LFA получил новый еще более «заряженный» вариант по цене от $445 тыс., который до настоящего времени считается самым дорогим дорожным автомобилем, построенным японским производителем. Всего было изготовлено 500 автомобилей, поэтому далеко немногим удалось проверить эту машину в деле. И, тем не менее, Lexus LFA занимает десятое место в списке самых лучших автомобилей последних двадцати лет.
На девятой строчке рейтинга Renault Clio Williams 1993 года. Судя по довеску в виде слова «Williams», речь идет о специальной серии. Так и есть в начале 90-х Renault приняла решение изготовить особую партию автомобилей с таким названием, состоящую из 3 800 машин. Однако, ее так быстро разобрали, что в компании не успели заметить, как увеличили тираж еще на 1 600 штук. Потом были Clio Willams 2 и Clio Williams 3, благодаря чему общее число изготовленных автомобилей серии Williams превысило 12 тыс. единиц.
Популярность Renault Clio специальной серии была вполне объяснима. Это сегодня знаменитая спортивная «конюшня» Фрэнка Уильямса, выступающая в «Формуле-1», находится в конце таблицы, в середине 90-х она занимала ведущие позиции в «королевских автогонках».
1993 Renault Clio Williams комплектовался 2-литровым рядным 4-цилиндровым двигателем мощностью 147 л.с., имел специальоно настроенную подвеску и рулевое и разгонялся до 215 км/ч.
На восьмое место в рейтинге поднялся «ровесник» французской «зажигалки» знаменитый Porsche 911 1993 года выпуска (993). 993-й Porsche выпускался с 1993 по 1998 год и ознаменовал собой закат эры автомобилей из Штутгарта с воздушным охлаждением.
Porsche 933 был первым в 911-м семействе с 6-ступенчатой механической коробкой передач в стандартном оснащении. Предыдущие модели не могли себе позволить такого числа передач (кроме этого, на модели устанавливали 4-ступенчатый tiptronic). Базовым на модели был 3,6-литровый «атмосферник».
В Top Gear считают этот автомобиль настолько совершенным, что предпочитают ничего о нем не рассказывать. Чтобы не испортить его – не делом, так словом.
Седьмую строчку в списке занимает Ford Focus. Сегодня в мире торгуют автомобилем третьего поколения, однако потребители до сих пор считают, что при всех новациях и усовершенствованиях новые генерации все равно хуже своего прародителя.
1998 Ford Focus – это прекрасный пример того, как может приживаться продукция американского автопрома на авторынке Старого Света. Американские автомобили – это, извините, не Шестой флот ВМС США. В Европе они, как правило, приживаются с большим трудом. И пока Chrysler с General Motors делили «старосветовскую» поляну, Ford вовсю уже собирал на ней богатый урожай. Относительно компактная машина с ярким дизайном, надежная и недорогая – Ford Focus нашел своих поклонников в Европе и чуть было не сбросил с вершины С-сегмента VW Golf. А в России и вовсе укоренилась догма: сколько бы не выбирал авто малого среднего класса, всегда возвращаешься к Ford Focus. Может быть поэтому, этот автомобиль стал первой иномаркой, выпускаемой в России в промышленных масштабах.
На шестом месте в рейтинге Top Gear расположилась BMW 320d 1999 года. Это четвертое поколение 3-Series (E46) с дизельным мотором мощностью 136 л.с. В линейке были двигатели меньшей и большей мощности, бензиновые и дизельные, но читатели журнала почему-то выбрали именно эту модификацию. В Top Gear объясняют этот выбор просто: прекрасные характеристики, великолепная управляемость – машина, сделанная с открытым сердцем и по-уму. Что еще надо страждущему?
«Пятерку» лучших моделей последних 20 лет замыкает еще один представитель славной семьи Porsche – Boxster 1996 года.
Чем хорош Boxster? Как ни странно, своей доступностью. Если 911-й кажется вам недоступным, взгляните на Porsche Boxster – двухместный родстер первого поколения, оборудованный 2,5-литровым рядным 6-цилиндровым мотором мощностью 240 л.с и механической КП «делал сотню» за 6,9 с при максимальной скорости в 240 км/ч. Статус? На пять с плюсом. Характеристики? Великолепны. Тормоза и управляемость – тоже. Что тебе еще надо «хороняка»?
На четвертом месте рейтинга – 2009 Ferrari 458. Спорткар с двигателем, расположенным позади сидений, пришел на смену F430. Премьера 458 Italia состоялась на Франкфуртском автосалоне осенью 2009 года. Автомобиль с 4,5-литровым V8 и 7-ступенчатой трансмиссией с двумя сцеплениями пришелся по вкусу поклонникам марки за то, что он соединил в себе достижения прошлого, воплощенных в лучших моделях, принадлежащих к «старой гвардии», и оставил место для дальнейшего усовершенствования. Как утверждают журналисты Top Gear, в этой машине нет слабых мест. Но есть что-такое, что можно сделать чуточку лучше. Иначе было бы неинтересно…
Пришло время назвать призеров. Третье место в рейтинге 10 лучших автомобилей последних 20 лет занимает 2003 Rolls-Royce Phantom. Надо ли еще что-то говорить? Может, обойдемся громкими аплодисментами? Phantom – символ британской респектабельности и престижа. Автомобиль, сделанный так, чтобы доставлять радость и удовольствие не только тем, кто расположился на его заднем диване, но и тому, кто им управляет. В итоге победили все: и покупатели, и продавцы.
Вторую строчку рейтинга занимает Volkswagen Golf GTI 2005 года. При всем разнообразии поколений и модификаций люди выбрали именно эту версию. Почему? Спросите у них. Golf так долго находился во главе своего класса и завоевал трак много престижных наград, что, казалось, выбрать лучшего в этом практически невозможно. Как выяснилось, это не так. Остается только констатировать: «Пятый» VW Golf GTI комплектуется наддувным 2-литровым мотором TFSI мощностью 200 л.с. Где-то тут прячется совершенство…
Может ли суперкар ценой в несколько сотен тысяч евро (а то и в целый миллион) стать лучшим по версии массовой аудитории. Часто ли вы видели на дороге Bugatti Veyron? Нет. Приходилось ли сидеть в салоне? Нет. А управлять? Это фантастика! И, тем не менее, читательская аудитория своим решением отдала первое место в рейтинге лучших автомобилей последних 20 лет именно этому автомобилю.
2005 Bugatti Veyron будоражит умы даже тех, кто видел его только на картинках в глянцевых журналах. Суперкар с 16-цилиндровым мотором и четырьмя турбинами ему в помощь, развивающим более 1000 л.с. максимальной мощности… Veyron — это новая эра высокопроизводительных транспортных средств, выпущенных на дороги общего пользования. Ничто не доводит тебя до такого исступления как легкое надавливание на педаль газа. Мустангер Морис Джеральд из романа Майн Рида – жалкий неудачник по сравнению с тем, у кого в распоряжении целый табун диких необъезженных лошадей. На самом деле, было бы странно, если бы в списке победил кто-то другой. А так… Все как и должно быть. По-нашему, по-топгировски.