Разработки транспортного средства, которое бы могло ездить по дорогам общего пользования как обычный автомобиль, а затем подниматься в воздух как самолет, проводятся с 50-х годов прошлого столетия. Казалось бы, как здорово: «начихать» на пробку, развернуть крылья и взмыть в воздух, чтобы приземлиться через пару кварталов и поехать дальше? Действительно, здорово. Но лишь в том случае, если взлет не станет для водителя и его пассажиров последним. Если же таких «ездунов-летунов» на дороге – каждый второй, полеты и вовсе становятся серьезной проблемой. Как регламентировать, как разруливать, как следить и наказывать… Вопросов больше, чем ответов. Может, именно поэтому разработка летающих автомобилей сегодня находится на стадии рабочих прототипов. Они ездят, они взлетают, но недалеко и ненадолго. Безопасность – превыше всего, но решить ее в полном объеме пока не удается.
Самолет и автомобиль не могут делить друг с другом одну дорогу. Практичные каждый в своей ипостаси, при скрещении обнажают недостатки, которые не позволяют показать оптимальную функциональность – ездят медленно и не помещаются в стандартный гараж, в воздухе не устойчивы, шумят, гремят и вообще выглядят убого и смешно. Вместе с тем – непрактичны в эксплуатации и на данном этапе развития очень дороги.
Американские Terrafugia и Skycar, голландский PALV, израильский CityHawk… Сегодня к ним можно с полным на то основанием прибавить еще и словацкий Aeromobil. Кстати, разработчики этой машины утверждают, что их модель является наиболее практичной из всех ранее изобретенных.
Дизайнер Стефан Кляйн работал над своей летающей автомашиной двадцать лет. Результат – полностью функциональный прототип Aeromobil 2.5. Действительно, аппарат словацких специалистов не только ездит по дорогам, но и летает. Правда, взлетает невысоко и выглядит в полете несколько нестабильным. Но ведь отрывается от земли, а это уже что-то значит.
Aeromobil мало походит на традиционный автомобиль, зато на воздушное судно – вполне. Крылья, хвост, моторный винт (правда, располагается он сзади, но такие модели воздушных судов мы тоже видели). Когда судно движется по дороге, крылья закреплены вдоль фюзеляжа (кузова), при выезде на «взлетку» они расправляются, увеличивая габаритную ширину машины до 8,2 метров.
Aeromobil весит менее 500 килограммов. Правда, этот показатель не учитывает пилота и пассажира, плюс массы закачиваемого в машину топлива. Сказать точно, сколько «в граммах» весит этот летающий автомобиль, невозможно. Разработчики знают, но не говорят. Признаются лишь, что аэродвигатель Rotax развивает 100 л.с. Он приводит в движение либо колеса передней оси, либо пропеллер, расположенный в задней части. Перевести его из одного режима в другой можно с помощью переключателя на приборной панели.
Какие перспективы у Aeromobil 2.5 стать серийным летающим автомобилем? Никаких, потому что Стефан Кляйн сегодня работает над новой версией «Аэромобиля» — 3.0. Вот он то уж точно полетит…